Научная электронная библиотека
Монографии, изданные в издательстве Российской Академии Естествознания

Необходимость и свобода в ценностных отношениях

Увязывая вопрос о ценностях с вопросом о свободе и необходимости, многие авторы трактуют свободу как независящую ни от чего, кроме сознания и воли субъекта, как его своеволие, а понимание диалектико-материалистической философией спинозовской идеи «свобода - познанная необходимость» толкуют как полное отрицание свободы. Это - типичный «черно-белый» подход (две крайности, отделенные друг от друга формулой «либо-либо, третьего не дано»: либо «абсолютная свобода», либо «никакой свободы». Вот и в нынешней России свобода рыночной экономики, свобода СМИ и т.д. стали просто беспределом, произволом.

Наше мнение на этот счет - такое. Прежде всего, нужно иметь в виду, что термин «свобода» в русском языке имеет несколько смыслов и значений**: «воля», «способность выбора», «желание» («хотение»), «независимость», «суверенитет», «самостоятельность», «самоуправление», «творчество», «самореализация». Да и термин «необходимость» смыслов и значений имеет не меньше: «закономерность», «существенная (причинно-следственная и др.) связь», «непременность», («обязательность»), «потребность», «нужда», «надобность», «обязанность», «неволя», «требуемость», «незаменимость».

Каковы же соотношения между ними?

Б. Спиноза, а вслед за ним К. Маркс, Ф. Энгельс и др. под «свободой как познанной необходимостью» понимали непременную реализацию способности людей при выборе средств и способов своих действий учитывать познанные объективные свойства объектов, объективные условия и закономерности, от которых будут существенно зависеть те или иные результаты таких действий. Если их не учитывать, человек не будет свободен.

А что касается потребностей и ценностей? Существенные потребности людей - одни с необходимостью обусловлены природными факторами, а другие возникают в процессе социализации, формируются и существуют под непременным, закономерным влиянием социальных факторов, общественной среды. И в этом плане дело обходится без свободы, все происходит объективно и неизбежно.

В дальнейшем некоторые новые потребности появляются у людей в силу особенностей их жизни, тоже независимо от их воли, без свободы выбора (потребности лечить «благоприобретенные» болезни, травмы, добывать, зарабатывать деньги; маниакальные потребности самовозвеличивания, приобретательства, клептоманическая потребность, стихийно, постепенно сформировавшаяся потребность жить бирюком и т.д.). Зато некоторые другие возникают у них в результате свободного выбора (это с выбором специальности, профессии, вида спорта, хобби и др.), но при этом выбор происходит из ограниченного «веера» конкретностей, предложенного данным обществом, а значит, так или иначе необходимого (надобного, требуемого, потребного) для общества. Свобода выбора ограниченна.

Люди не могут не удовлетворять свои самые существенные потребности (есть, пить, общаться с прекрасным и т.д.). Поэтому такие обширные классы предметов*, как пища, питье, художественные произведения, являются ценностями безусловно необходимыми. И тут, в этом аспекте не может быть свободы выбора, свободы воли. Ведь было бы абсурдным ставить и решать вопрос: будем считать пищу, питье, произведения искусства ценностями или обойдемся без них? А свобода может состоять и состоит лишь в том, чтó именно каждый человек выбирает в тот или иной момент в каждом классе ценностей: гуляш, кефир, «Лебединое озеро» П.И. Чайковского или что-то другое. Иными словами, свобода выбора может касаться и касается только конкретных ценностей из того или иного класса их, сами же такие классы, обусловленные потребностями, навязанными природой или обществом, влечением человека к прекрасному или состоянием здоровья его и т.п., - невыбираемы.

Самореализация личности, ее творчество как свободная деятельность по опредмечиванию себя в материальных и духовных продуктах может быть сколько-нибудь успешной и плодотворной только при условии знания и учета объективных закономерностей и способностей материальных предметов* и условий, с которыми связана эта деятельность. Значит, и здесь свобода не является абсолютной, произвольной, не осуществляется своевольно. Однако именно в творчестве осуществляется максимальная свобода теми людьми, которые придумывают, открывают, изобретают, конструируют существенно новое в тех или иных областях, сферах человеческой деятельности (моде, спорте, отдыхе, быту, транспорте и т.д.): кино, телевидение, скейтборд, памперсы, ноутбуки, айфоны, микроволновки и др. Известие о них, реклама и производство их порождает в массе людей соответствующие потребности, а сами они становятся новыми ценностями в обществе.

Нужно иметь в виду еще и то, что свобода каждого человека ограничена и социально, политически, юридически, морально и т.д.: она ограничена, регулируется свободой других людей, общественными обычаями, нравами, традициями, нравственными и правовыми нормами, религиозными и политико-идеологическими канонами и т.п. Кроме того, свобода людей неразрывно сопряжена с долгом, обязанностями, ответственностью (т.е. с необходимостью, обязательностью выполнять определенные ответные действия, предписания, нести ответственность за свои поступки, деяния).

Таким образом, ошибочны любые решения вопросов о свободе, необходимости и их связях с ценностями, если они являются результатами абстрактного, упрощенного, одностороннего, «черно-белого», субъективистского или мистического подходов. Только следование диалектико-материалистическим принципам может дать верное решение их (прежде всего принципам объективности, всесторонности, системности, конкретно-историчности рассмотрения и исследования предмета*).


Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674