Из-за того, что дети, пережившие семейное насилие, чаще всего страдают не от одной, а сразу нескольких проблем, взаимно усиливающих друг друга (например, навязчивые воспоминания, дефицит в социальной сфере, депрессия), в их реабилитации должны сочетаться разные методики.
Квалифицированная психологическая помощь, как правило, приходит значительно позже, чем первая медицинская.
Совершенно очевидной представляется необходимость комплексного подхода к реабилитации детей, получивших психологическую травму.
Одним из самых распространенных методов работы с детьми в травматической ситуации является беседа. Это метод, который используют специалисты для оценки ситуации, в которую попал ребенок.
Я.И. Гилинский подразделил детей на четыре группы:
1. Дети, готовые подробно рассказать о случившемся одному или нескольким людям;
2. Дети, которые могут сделать лишь частичное признание – они либо преуменьшают, либо скрывают информацию о насилии;
3. Дети, которые психологически не готовы к признанию, так как факт их насилия был открыт без их воли и участия;
4. Дети, в отношении которых факт насилия только подозревается, причем сами они по разным причинам не хотят рассказывать о случившемся.
Рис. 3. Комплексный подход к реабилитации детей, получивших психологическую травму
Психолого-педагогическая интервенция в кризисную ситуацию ребенка – жертвы насилия начинается с первичной беседы, которая предполагает решение следующих задач:
1) сбор информации для подтверждения факта насилия и установления его виновника;
2) конкретизация плана беседы, предполагающего исключение возможности оказания на ребенка давления, как со стороны специалиста (консультанта), так и любого другого лица;
3) выбор места и создание оптимальных психологических комфортных условий для интервьюирования детей, пострадавших от насилия.
Первичное консультирование может включать в себя информирование, выслушивание, элементы внушения и убеждения, различные формы эмоциональной и психологической поддержки.
До начала беседы необходимо осуществить сбор информации из различных источников о случившемся для выяснения характера перенесенного насилия, обстоятельств совершения насилия, личности подозреваемого, реакции ребенка на случившееся.
Необходимо получить сведения о семье ребенка, включая информацию об отношениях родителей между собой, отношениях с родственниками и детско-родительских отношениях, распорядке дня, интересах и увлечениях ребенка. Целесообразно получить информацию о ребенке из детского учреждения, узнать, как он учится, каковы его отношения со сверстниками, каков он по характеру и не отмечались ли в последнее время эпизоды немотивированного изменения его поведения. Эти сведения помогут дополнить рассказ ребенка, увидеть случившееся в более широком контексте. Необходима также информация из медицинских учреждений, позволяющая оценить интеллектуальное и физическое развитие ребенка, данные о перенесенных им заболеваниях, частоте и причинах обращения за медицинской помощью и т.д. Все эти сведения необходимы для того, чтобы в дальнейшем оптимально спланировать беседу, которая для ребенка, как правило, тяжелое испытание.
До начала беседы следует составить план интервьюирования, в котором должны быть указаны наиболее важные вопросы, требующие уточнения. Следует задавать только те вопросы, которые соответствуют уровню развития ребенка, то есть быть им понятыми с учетом уровня интеллектуального развития. Важным этапом подготовки является время планирования беседы, определение ее оптимальной продолжительности. Так, для дошкольников продолжительность беседы не должна превышать 30 минут. Если не удается получить необходимые сведения в ходе первой беседы, то в этом случае целесообразно провести тем же консультантом повторное, дополнительное интервью.
К основным мотивам отказа детей от сообщения информации о факте перенесенного насилия можно отнести: недоверие к взрослым, ожидание новых неприятностей с их стороны; чувство стыда, опасение того, что окружающие станут к ним хуже относиться; страх или привязанность к насильнику; опасение огорчить родителя, не совершающего насилия, страх возможности развода родителей и т.д.
Место, выбранное для проведения беседы должно, прежде всего, отвечать удобствам ребенка. Например, нецелесообразно создавать атмосферу «казенного дома», однако и избыток игрушек в комнате для беседы не допускается. Для создания оптимальных условий для беседы, особенно при работе с маленькими детьми, необходимо использовать куклы, которые нередко помогают ребенку рассказать, что с ним произошло.
При выборе времени беседы обязательно учитывается режим дня, что особенно важно для маленьких детей. Во время беседы присутствие родителей или лиц, осуществляющих воспитание ребенка нецелесообразно, поскольку ребенок будет стараться говорить то, что эти взрослые хотят от него услышать. Однако зачастую дети младше шести лет испытывают страх, оставаясь наедине с незнакомыми взрослыми. В этих случаях можно допустить присутствие во время беседы близких ребенку людей, которые будут находиться где-то рядом, чтобы он в любой момент к ним обратился.
Проведение интервью – это наиболее сложный и ответственные этап работы с ребенком, пострадавшим от внутрисемейного насилия. На этом этапе целесообразно выделить следующие стадии:
1. Установление консультантом контакта с ребенком.
Несомненно, для того чтобы добиться доверия ребенка, необходимо длительное время. Поэтому на этапе установления контакта необходимо
начинать беседу с безопасных тем, например, с рассказа о себе и своей роли или любимых героев книг или телепередач ребенка.
2. Оценка развития ребенка.
Сложность задаваемых ребенку вопросов, используемые взрослым слова должны соответствовать интеллектуальному уровню ребенка и его жизненному опыту. Индивидуальные психологические особенности определяются через анализ соответствия возрасту, развития памяти, запаса знаний, способности понимать происходящие события, уровня психологической зрелости и т.д.
3. Получение информации.
Общим принципом интервьюирования детей – жертв насилия является получение полного объема сведений в процессе спонтанного рассказа ребенка. Если не yдается вызвать ребенка на откровенность, то ему следует задавать конкретные вопросы о случившемся, используя уже имеющуюся информацию. Беседа начинается с открытых общих вопросов, затем следуют целенаправленные вопросы о насилии (о характере насилия, времени и обстоятельствах, о человеке, совершившем насилие и т.д.). Важное значение имеют стимулирующие вопросы, направленные на уточнение и дополнение рассказа. Вопросы с несколькими заданными вариантами ответа, прямые и наводящие вопросы необходимо задавать, если все остальные возможности получения сведений от ребенка не дают эффекта.
4. Завершение беседы.
В конце беседы необходимо выразить признательность ребенку за сотрудничество вне зависимости от того, сколь плодотворна была беседа. Если ребенок взволнован, то необходимо его успокоить, оказать психологическую поддержку, укрепив уверенность в его защищенности. При анализе полученной информации необходимо учитывать возможность искажения информации, поэтому очень важно учитывать информацию, полученную из разных источников. Как правило, дети из-за отсутствия у них навыка рассказа о сложных событиях сообщают мало сведений о насилии, жертвой которого они стали. Это обстоятельство делает неизбежным получение дополнительной информации, которую необходимо получить с максимальной объективностью.
5. Анализ полученных сведений.
Основными принципами проведения анализа являются объективность, профессионализм, опора на факты. Кроме того, следует проанализировать возможные искажающие влияния (искажения в показаниях ребенка) и оценить их интенсивность. В качестве обстоятельств, подтверждающих достоверность показаний ребенка, могут выступать данные, полученные при медицинском осмотре ребенка, наличие вещественных доказательств, особенности поведения ребенка во время беседы и т.д.
Если возможно, в первую очередь необходимо провести беседу с родителями или другими членами семьи, что позволит не задавать ребенку вопросов, на которые уже ответили родители.
Каждый случай насилия над ребенком – уникален и имеет свою специфику. На основе полученных от ребенка и родителей данных делается первичный прогноз, который затем подтверждается или опровергается, дополняется новыми фактами и обстоятельствами, в итоге выстраивается индивидуальная программа работы с ребенком. При разработке программы учитывается ряд факторов: возраст ребенка, специфика насилия, уровень доверия к взрослому, ситуация в семье, индивидуально-психологические особенности ребенка, уровень травматизации ребенка, психическое и соматическое здоровье, воспитательный потенциал семьи, наличие взрослых, способных оказать поддержку и т.д.
Помощь ребенку предполагает решение целого ряда психологических задач. При их осуществлении осуществляется следующая этапность:
Шаг 1. Первичный контакт.
Ведущей целью на данном этапе является обеспечение психологической безопасности ребенка не только через систему юридических гарантий, но и на уровне самоощущений жертвы насилия.
Отношения должны быть построены на «мягком» взаимодействии с ребенком, и должна помочь родителю узнать о ребенке как можно больше.
Шаг 2. Психологическое единство с ребенком.
Индивидуальный опыт заставляет ребенка рассматривать взаимоотношения со взрослыми через призму угрозы или опасности. Сопротивление и не готовность к контактам со взрослыми (специалисты или приемные родители) могут быть вызваны восстановлением в памяти негативных чувств и переживаний.
Существуют оригинальные упражнения для установления контакта с ребенком: совместный рисунок, «я один из... (что я делаю как член семьи, как ученик класса, как участник консультационной группы), «Так же, как и ты, я...» «В отличие от тебя, я...».
В формировании доверительных отношений наиболее перспективной стратегией специалистов будет формирование чувства уверенности у ребенка в получении поддержки и поощрения в процессе преодоления последствий пережитого насилия.
Шаг 3. Доверие
У детей и подростков, переживших различные формы насилия, формируется чувство недоверия к окружающим, прежде всего, к взрослым людям, которое переносится на взаимоотношения с приемными родителями и любым другим взрослым.
Это одно из тяжелых последствий травмы. Ребенок подвергает проверке доброжелательность, надежность, честность и истинные намерения новых родителей. Очень часто уровень подозрительности у ребенка столь велик, что становится препятствием для начала теплых и доверительных отношений.
Шаг 4. Страхи
Страх быть наказанным, отвергнутым и покинутым должен прорабатываться в течение длительного времени.
Чувства, которые ребенок имел в ситуации насилия, могут обусловить его беспокойство, пугливость, боязнь сепарации, ситуационный и панический страх. У маленьких детей такие чувственные восприятия, как запах, вкус, слух имеют большее значение, чем у детей, для которых важнее слова, содержание и т.д., поэтому знакомые запахи или звуки мелодии, которые присутствовали в ситуации насилия, могут вызвать у ребенка сильный страх, тревогу, неуверенность в себе.
При сильной тревоге и страхах рекомендуется методика с мысленной остановкой, позитивными представлениями и упражнениями на расслабление. Этой методике можно обучить и родителей. Постепенно посредством игр, ролевых игр, символической драме и песочной терапии ребенок может начать находить способы контроля своих страхов и в повседневной жизни заручиться поддержкой надежных взрослых, которые обеспечат ему безопасность и уверенность в себе.
Шаг 5. Утрата и вина
Ребенок может испытывать сильные чувства одиночества, «покинутости» и утраты. У ребенка часто возникает тоска по родному дому, если он помещен в другое место жительства.
Сознание того, что близкие и родные не смогли уберечь его от насилия, может вызывать у ребенка чувство вины, а иногда депрессию.
Чувство вины очень остро переживается ребенком после факта насилия (особенно в случае сексуальных посягательств).
Цинизм взрослых позволяет им обвинять детей в соблазнении, что усиливает чувство вины.
Эти негативные чувства могут вызывать поведение самодеструктивного характера с причинением себе вреда. Агрессия может способствовать формированию вызывающего поведения дома и в школе, а также создает условия возникновения делинквентности.
Одной из форм проявления чувства вины является заторможенное замкнутое и молчаливое поведение.
Только с помощью последовательного и осторожного восстановления доверия в отношениях с взрослым ребенок может расстаться с чувством вины и стыда.
Шаг 6. Выражение чувств
Многие дети, подвергшиеся насилию, сталкиваются с трудностями выражения своих чувств словами или действиями. Иногда скрытые чувства и потребности получают выражение в недифференцированной агрессии, которую ребенок не может осознать и выразить словами.
Чаще всего трудности выражения своих чувств объясняются тем, что они были частью стратегии ребенка в психологическом выживании после травмы.
Достаточно часто в семье чувства ребенка преуменьшаются, отрицаются взрослыми, и он не получает психологической поддержки для того, чтобы осознать и отреагировать свои чувства. Это в свою очередь вносит неуверенность и хаос в эмоциональную жизнь ребенка и может привести к эмоциональной путанице и противоречивости чувств, включая чувства злобы, ненависти, тоски, любви, которые присутствуют одновременно и смешиваются. Наилучшим способом для отреагирования амбивалентных чувств является песочная терапия. Игра с песком позволяет ребенку избавиться от психологических травм с помощью экстериоризации внутренних переживаний и фантазий, а также посредством формирования ощущения связи и контроля.
Шаг 7. Агрессия
Дети, пережившие насилие, испытывают трудности в регулировании своих сильных аффектов, особенно гнева.
Слабая способность регулирования эмоций часто связана с симптомами конфликтного поведения и выраженной оппозиционностью.
Усиленные попытки подавить свой гнев в какой-либо конкретной ситуации приводят к тому, что он прорвется наружу позднее.
В игровой форме следует переформулировать проблемы, негативные установки, обратиться к новой системе ценностей. Одним из приемов, который может помочь выражению и контролю агрессии, является техника «письма».
Шаг 8. Рассказ ребенка
Некоторые дети, жертвы внутрисемейного насилия, стараются в течение продолжительного времени сохранять свой опыт в тайне. Другие сохраняют тайну вплоть до разоблачения и только после этого начинают об этом говорить. К сожалению, часто ближайшее окружение ребенка (родители, родственники, приемная семья) поощряют ребенка не думать, не обсуждать и забыть факт случившегося насилия.
В процессе установления доверительных отношений с ребенком центральным моментом является рассказ ребенка о случившемся с ним.
Речь может идти, например, о чувстве страха, печали, покинутости, агрессии, гнева.
Для выражения этих чувств ребенку помогает различный игровой материал, который может символизировать различные чувства добро, зло, отвергнутость, удивление и т.д. Поэтому для детей, имеющих трудности в выражении своих чувств, готовые рисунки или заранее написанные фразы могут оказать хорошую помощь.
Шаг 9. «Хорошие» и «плохие» тайны
Ребенок скрывает свои взаимоотношения с посягателем, формирует с ним «тайну», и тем самым отгораживается от близких, которые не совершали насилия. В то же время он считает, что все взрослые знали, догадывались о его тайне, поэтому невмешательство в ситуацию близких людей говорит о их нелюбви к нему.
В связи с этим важным этапом психологической помощи ребенку является создание условий для рассказа о том, как тайны были инициированы и как они могли сохраняться.
В результате этой психологической работы ребенок должен научиться дифференцировать характер различной информации и научиться рассказывать о ней близким людям.
Шаг 10. Независимость, уверенность в себе и чувство собственного достоинства
Дети, пережившие насилие, имеют слабо выраженное чувство собственного достоинства, поэтому важной задачей приемных родителей будет реконструкция «Я» – концепции ребенка, которая часто формулируется как «Я-плохой».
В результате насилия дети были лишены чувства контроля над своей психологической сферой безопасности, поэтому у них возникает чувство бессилия от невозможности защитить свое личное пространство.