Сексуальное насилие – это вовлечение ребенка с его согласия или без такового в прямые или непрямые акты сексуального характера с целью получения сексуального удовлетворения или выгоды. В результате таких действий наносится вред физическому и психическому здоровью ребенка, его психосексуальному развитию и появляются отклонения в поведении, затрудняющие социальную адаптацию [38, с. 30].
Принято выделять контактное и неконтактное сексуальное насилие:
К контактному насилию относят:
– половой акт с ребенком, совершенный вагинальным, анальным и оральным способом;
– мануальный оральный, генитальный или любой другой телесный контакт с половыми органами ребенка, а также ласки эрогенных зон тела ребенка;
– введение различных предметов во влагалище или анус;
– мастурбация обоюдная, со стороны ребенка и взрослого.
К неконтактному сексуальному насилию ребенка относят:
– демонстрацию эротических и порнографических материалов;
– совершение полового акта в присутствии ребенка;
– демонстрацию обнаженных гениталий, груди или ягодиц ребенку (эксгибиционизм);
– подглядывание за ребенком во время совершения им интимных процедур (вуаеризм);
– принудительное раздевание ребенка.
К сексуальному насилию детей также необходимо отнести сексуальную эксплуатацию ребенка и вовлечение ребенка в проституцию.
Большинство детей не могут оказывать сопротивление сексуальным посягательствам взрослых в силу своих возрастных, индивидуально-психологических особенностей, различных форм зависимости от взрослых [17, с. 3.].
К группам риска семей по сексуальному насилию относятся:
Семьи с патриархально-авторитарным укладом жизни – для них характерным является власть и контроль со стороны главы семьи; использование физического насилия как воспитательной меры; отсутствие альтернативных путей для сексуального удовлетворения и т.д.
Конфликтные семьи характеризуются отсутствием доверительных отношений между взрослыми; неудовлетворенностью родителей супружескими отношениями, что приводит к различным формам психологического насилия к членам семьи; недостатоком у детей знаний по сексуальному образованию, что делает ребенка более уязвимым для любого вида насилия.
Неполные семьи: отчим или сожитель матери и ребенок долгое время живет без родного отца. В этом случае табу на инцест не так сильно выражен, кроме того, для детей характерна депривация и отсутствие знаний о полоролевых функциях в семье.
Семьи с инвалидами, где отсутствует должный присмотр за детьми, что приводит к недостаточности эмоциональной близости между детьми и родителями, и к их социальной изоляции.
Неблагополучные семьи, в которых родители или один из них являются алкоголиками или наркоманами. Для этих типов семей характерным является расторможенность сексуальных влечений, снятие табу на сексуальные отношения с детьми, что приводит к разрыву эмоциональных связей между членами семьи. Как правило, такие семьи живут изолированно, не поддерживая контактов с другими родственниками.
Рассмотрим какие последствия имеет сексуальное насилие над детьми:
Когнитивное развитие детей
Дети, в отношении которых совершались акты сексуального совращения, не обнаруживают ухудшения учебной деятельности по таким показателям как школьные отметки и оставление на повторное обучение. Однако они оцениваются учителями как имеющие, в целом, более низкую академическую успеваемость, включая пониженную установку на задачу, уклонение от учебной работы и повышенную отвлекаемость. Такие дети сталкиваются с трудной задачей переработки негативного опыта таким образом, чтобы его можно было правильно понять и интегрировать в свои развивающиеся схемы себя и других. Адекватное понимание случившегося может дополнительно осложняться искаженными обоснованиями, которые растлитель дает своим действиям: он часто говорит жертве, что изнасилование – это «любовь» и «нормальное явление», а болезненный и отвратительный для ребенка половой акт – это «удовольствие», и что рассказывать о случившемся – значить быть «плохим».
В результате у детей возникает чувство собственного бессилия, внешнего локуса контроля и самообвинения, что является критерием тяжести симптомов у переживших сексуальное насилие девочек.
Эмоциональное развитие детей
Дети сталкиваются с трудной задачей переработки негативного опыта таким образом, чтобы его можно было правильно понять и интегрировать в свои представления о себе и других [40, с. 45].
В дошкольном возрасте наиболее частыми симптомами являются тревога и замкнутость. К среднему детству от 28 до 67 % пострадавших девочек обнаруживают признаки, удовлетворяющие критериям для диагностики депрессии.
От 50 до 100 % перенесших сексуальное насилие детей удовлетворяют критериям для диагностики посттравматического стрессового расстройства. Многие острые симптомы сексуального насилия напоминают общие реакции на стресс и включают головную боль, боль в животе, потерю аппетита, энурез, рвоту, ощущение болезненности прикосновений.
У маленьких детей эмоциональные проблемы могут включать регрессию и утрату связанных с возрастным развитием достижений (ночное недержание мочи, цепляние за родителя, приступы гнева, боязливость), бессонницу и ночные кошмары. В подростковом возрасте признаки серьезного нарушения, связанного с перенесенным сексуальным насилием, включают расстройства питания, злоупотребление психоактивными веществами, членовредительство и побеги из дома.
Сексуальное насилие приводит к личностным расстройством детей.
Дошкольники характеризуются тревогой, уходами, избегающим поведением, депрессией, чрезмерным контролем, боязливостью, агрессией, антисоциальным и малоконтролируемым поведением.
Дети школьного возраста – им характерны страхи, агрессия и аутоагрессия, наличие большого количества школьных проблем, гиперактивность, регрессивное поведение, невротическое и общее психическое заболевание.
Подростки – имеют сексуализированное поведение, отвращение к собственному телу, утрату потребности в соблюдении гигиенических навыков, депрессию, суицидальное и самоповреждающее поведение, побеги из дома, злоупотребление алкоголем, наркоманию, быстрое снижение школьных успехов, агрессию и аутоагрессию, различные многочисленные соматические жалобы [40, с. 47].
Сексуальное насилие влечет за собой ряд психологических последствий.
Выделяются три степени тяжести последствий сексуального насилия [47, с. 87].
Первая степень: дети демонстрируют осведомленность в сексуальных отношениях, которая не соответствует их возрасту, проявляют большой интерес к этим отношениям (сексуальная озабоченность).
Вторая степень: дети совершают сексуальные действия, направленные на самих себя – демонстрация интимных частей тела, мастурбация и т.д.
Третья степень: дети вовлекают в сексуальную активность других детей или взрослых, при этом могут проявлять агрессивность в форме употребления алкоголя и наркотиков, уходах из дома, попытках суицида. Нередко наблюдаются личностные расстройства, психические заболевания.
Рассмотрим психологический портрет родителя-насильника.
Эмоциональная проблемность насильника бывает вызвана:
– слабой психосексуальной идентификацией;
– задержкой психосексуального развития;
– отсутствием чувства власти и контроля во взаимоотношениях с взрослыми партнерами;
– низким социальным интеллектом, низкой самооценкой.
Для этих насильников характерно наличие раннего опыта сексуального возбуждения от контакта со взрослым, зафиксированного в сексуальных фантазиях.
Многие насильники не способны удовлетворять собственные сексуальные потребности из-за неудач при гетеросексуальных контактах со взрослыми партнерами, часто им присуща неудовлетворенность супружескими отношениями.
У детей, переживших сексуальное насилие выявлена динамика травматизации.
1. Травматическая сексуализация. Ребенок может усвоить, что секс-средство манипулирования другими в целях удовлетворения неподобающих потребностей. Поведенческие последствия могут включать сексуальную озабоченность, раннее или агрессивное сексуальное поведение либо промискуитет, с одной стороны, и сексуальные дисфункции и избегание сексуальной близости, с другой стороны.
2. Предательство. Предательство касается открытия детьми того, что человек, которому они доверяли и от которого зависит их жизнь, причинил им вред.
Он также может понять, что любимый им взрослый человек обошелся с ним жестоко. Ребенок также может чувствовать, что его предали другие члены семьи, которые не защитили его или не поверили, либо отказали ему в своей поддержке. Предательство может вести к различным аффективным реакциям, таким как депрессия, переживание горя, вспышки гнева и враждебности. Маленькие дети могут, в частности, буквально цепляться за взрослого в силу сильной потребности в восстановлении чувства доверия. Предательство может вызвать недоверие ребенка к другим людям, а впоследствии ослабить способность взрослого оценивать благонадежность окружающих.
3. Бессилие. Это происходит, если в телесное пространство ребенка неоднократно вторгаются против его воли, и если насилие предполагает принуждение или манипулирование со стороны взрослого.
Чувство бессилия может вызывать два противоположных эффекта. Ребенок может испытывать тревогу или беспомощность и воспринимать себя в качестве жертвы. Для того, чтобы защититься от этих ужасных чувств, он может впасть в другую крайность и идентифицироваться с агрессивным насильником, или, в менее драматичных случаях, развить повышенную потребность в доминировании и контроле над любой ситуацией. Поведенческими проявлениями бессилия могут быть различные невротические симптомы, такие как ночные кошмары, фобии и расстройства питания, наряду с побегами из дома и прогулами школьных занятий.
4. Стигматизация. Под стигматизацией понимаются такие отрицательные клише, как испорченность, постыдность и виноватость, которые передаются ребенку и со временем включаются в «я-образ».
Психологические последствия проявляются в чувстве вины и стыда, а также снижении самооценки. Стигматизация может сформировать у ребенка чувство отличия от всех других («инаковость») и постоянный страх быть отвергнутым, если правда откроется.