В психологической литературе можно встретить множество понятий, которые близки к понятию «неблагополучная семья» – это «проблемная семья», «семья группы риска», «дисфункциональная семья», «деструктивная семья» и т.д. Ясно одно, что все эти понятия выражают отрицательное, разрушительное воздействие семейной среды на ребенка, создают негативную почву для развития его личности.
В данной работе используется понятие «неблагополучная семья», так как авторы считают его более широким и включающим в себя весь спектр семейных проблем.
Однако не все проблемы, которые испытывает семья (например, финансовые, бытовой неустроенности и т.д.) оказывают разрушительное воздействие на нее. Не каждая семья, сталкивающаяся с трудностями, становится неблагополучной. Семьи, обладающие потенциалом и компенсаторными возможностями, успешно справляются с жизненными трудностями. Например, скромный достаток или жилищная неустроенность не всегда приводят к неблагополучию. При условии уважительного и толерантного отношения, желания быть вместе и помогать друг другу семья может успешно преодолеть эти трудности. «Но бывает так, – пишет В.М. Целуйко, – что, потеряв уверенность в себе, взрослые впадают в апатию, снижается их социальная активность, появляется безразличие не только к своей судьбе, но и к судьбе детей, что негативно сказывается как на семье в целом, так и на воспитывающихся в ней детях» [44, с. 9].
Неблагополучие может иметь различные проявления по отношению к ребенку, так, по мнению Т.И. Шульги, неблагополучие может быть:
– психическое (угрожают, подавляют, запугивают, разрушают психику, не понимают, навязывают свой образ жизни и т.д.);
– физическое (жестоко наказывают, избивают, не кормят, заставляют зарабатывать разными незаконными способами деньги, а потом их отбирают, насилуют, принуждают и т.д.);
– социальное (выгоняют из дома, бросают на произвол судьбы, продают квартиру, оставляя ребенка без крыши над головой, шантажируют, заставляя делать то, что необходимо взрослым, и т.д.).
Опыт специалистов, работающих в учреждениях социально-педагогической поддержки (приютах, детских домах, школах-интернатах, социальных гостиницах, центрах реабилитации и т.д.) показывает, что очень часто дети живут в семьях с целым комплексом проявлений неблагополучия, что делает их жизнь чрезвычайно тяжелой или даже невыносимой [46].
Отметим, что трудно выделить однозначную классификацию причин семейного неблагополучия. Проблемы, с которыми сталкиваются семьи, могут быть экономического, социального, педагогического, психологического порядка, семья может находиться под гнетом совокупности причин и факторов, вызывающих семейное неблагополучие.
Наиболее распространенные причины семейного неблагополучия:
• Алкоголизм и наркомания.
• Низкий уровень доходов семьи.
• Супружеские и детско-родительские конфликты.
• Неполные семьи.
• Семьи, где есть дети с ограниченными возможностями.
Неблагополучие в этих семьях, по мнению Е.Н. Волковой, проявляется в виде следующих признаков [33]:
• Родители не уделяют в должной степени внимания своим детям.
• Родители плохо относятся к своим детям или их не замечают.
• Отношения в семье характеризуется деспотичностью, вся жизнь в семье принизана непредсказуемостью и непостоянством.
• Члены семьи отрицают реальность, они скрывают неприятные события, происходящие в семье, возникают семейные тайны.
• В семье используется эмоциональная репрессия, отвержение ребенка; чувства и эмоции выражать запрещено.
Все неблагополучные семьи можно условно разделить на две группы: с открытой и скрытой формой неблагополучия. Открытая форма неблагополучия означает, что проблемы семьи «считываются» достаточно просто наблюдающими за ней специалистами: психологами, педагогами, социальными работниками, специалистами органов опеки и попечительства и т.д. Это конфликтные семьи, с зависимостью и созависимостью (алкогольной, наркотической, игровой и т.д.), аморально-криминальные семьи и т.д.
Именно в семьях с открытой формой неблагополучия чаще всего совершается физическое или сексуальное насилие над ребенком, и практически всегда – эмоциональное насилие и пренебрежение нуждами ребенка.
У семейного насилия есть свои отличительные особенности. Как отмечает А. Синельников, оно отличается системностью, что проявляется в его повторяемости во времени и особым видом отношений между субъектом и объектом насильственных действий. Домашние насилие происходит в адрес близких людей (родителей, родных или приемных детей, сиблингов и т.д.). И третья особенность заключается в том, что жертвами насилия чаще всего являются дети и женщины [31].
К сожалению, несмотря на особое внимание специалистов органов опеки и попечительства к замещающим семьям, последние могут попадать в группу риска. С чем это связано?
Прежде всего, с корыстными мотивами приема ребенка в семью: получения дотаций на ребенка, расширения жилплощади. Бывает так, что мотив потерял свою былую привлекательность, например: супруги, после отделения от них родных детей взяли ребенка из детского дома для того, чтобы «склеить» трещащий по всем швам брак. В итоге они наладили отношения, а ребенок стал ненужным.
Неконструктивным также является мотив заполнения пустоты в случае одиночества человека или гибели родного ребенка. Оказывается, что приемный ребенок ни в коей мере не может заменить умершего ребенка, а чувство одиночества бывает не таким уж невыносимым – человек привыкает к спокойному и неторопливому образу жизни, а приемный ребенок внедряется и разрушает привычную атмосферу. Или, например, ребенок не соответствует тем чаяниям и надеждам, которые возлагали на него приемные родители. А может оказаться и так, что приемные родители вообще не способны полюбить чужого ребенка. Семьи, в которых родителями двигали мотивы такого рода, являются неблагоприятными для приемного ребенка, и в них может совершаться насилие. Поэтому вопросы: Зачем? Почему? С какой целью совершается принятие ребенка в семью? Что это даст родителю и ребенку? – являются ключевыми при принятии решения о возможном усыновлении.
Наиболее сложным для идентификации семейных проблем является второй тип неблагополучия – так называемая «скрытая форма» семейного
неблагополучия. Действительно, трудно предположить, что за фасадом внешне успешной семьи может скрываться эмоциональное отвержение ребенка, неадекватные требования к нему, враждебность, эгоизм родителей и т.д.
В работах В.В. Юстицкиса, В.М. Целуйко и др. описаны следующие виды скрыто неблагополучных семей:
1. «Недоверчивая» семья. Ее характерная черта – повышенная недоверчивость к окружающим. Члены семьи заведомо считают всех враждебными и недоброжелательными по отношению к себе. Это достаточно опасная позиция взрослых может формировать у ребенка недоверие, подозрительность и враждебность. Психология детей из этих семей близка к психологии антиобщественных групп – доминирующим отношением к миру является враждебность. Враждебность к миру в итоге пронизывает всю семейную систему – как родителей, так и детей.
2. «Легкомысленная» семья живет одним днем, не заботясь о том, какие последствия сегодняшние поступки будут иметь завтра. Сиюминутные удовольствия и удовлетворение текущих потребностей являются главным для такого рода семей. Дети в таких семьях вырастают слабовольными, с несформированными волевыми качествами, неорганизованными, их тянет к примитивным развлечениям, у них отсутствуют твердые принципы.
3. В «хитрой» семье ценят предприимчивость, удачливость и ловкость в достижении жизненных целей. Главное – добиться успеха кратчайшим путем при минимальной затрате труда и времени. Члены такой семьи могут легко переходить границы дозволенного, законы и нравственные нормы.
Трудолюбие, терпение и настойчивость не в почете у членов таких семей. В результате такого «воспитания» формируется установка ребенка: нарушать правила можно, главное – не попадаться.
4. Семья, ориентированная на успех ребенка. Считается нормальным уделять детям достаточно внимания и заботы, стараться, чтобы дети хорошо «вписывались» в социальное окружение и были в нем успешны. Однако предъявляемые со стороны родителей требования и внушаемое родителями стремление к достижениям часто сопровождается чрезмерной боязнью неудачи ребенком. Ребенок чувствует, что все его положительные связи с родителями зависят от его успехов, боится, что его будут любить, лишь пока он все делает хорошо. Ребенок постоянно находится в состоянии повышенного эмоционального напряжения, он заранее уверен, что его ждут «справедливые» упреки, назидания, а то и более серьезные наказания, если ему не удалось добиться ожидаемых успехов.
5. Псевдовзаимные и псевдовраждебные семьи. Речь идет о семьях, члены которых связаны между собой бесконечно повторяющимися стереотипами эмоциональных реагирований и находятся в застывших позициях в отношении друг к другу, препятствующих личностному и психологическому самоопределению. Псевдовзаимные семьи поощряют выражение только теплых, любящих, поддерживающих чувств, а враждебность, гнев, раздражение и другие негативные чувства всячески скрывают и подавляют. В псевдовраждебных
семьях, наоборот, принято выражать лишь враждебные чувства, а нежные – отвергать. Ребенок в таких семьях не столько учится чувствовать, сколько «играть в чувства», причем ориентируясь исключительно на положительную сторону их проявления, оставаясь при этом эмоционально холодным и отчужденным.
6. Семья, в которой соперничество проявляется в виде стремления двух или более членов семьи обеспечить себе главенствующее положение: в принятии финансовых, хозяйственных, педагогических (касающихся воспитания детей), организационных решений. Соперничество является свидетельством того, что настоящего главы в семье нет. Ребенок в такой семье растет с отсутствием традиционного разделения ролей в семье, вследствие чего у него формируется мнение, что конфликты это норма.
7. Семьи с мнимым сотрудничеством характеризуются тем, что спокойствие в семье продолжается лишь до того момента, пока кто-то из членов семьи не меняет своей жизненной позиции. В такой семье у ребенка не формируется установка на сотрудничество и компромисс. Он считает, что каждый должен поддерживать другого, только до тех пор, пока это не идет вразрез его личным интересам.
8. «Изоляция» – это такая форма семейного неблагополучия, когда присутствует психологическая изолированность одного члена семьи от других. Это может быть овдовевший родитель одного из супругов или приемный ребенок, который остается на периферии семейной системы. К изоляции может приводить эмоциональная отчужденность супругов. Их может объединять только забота о детях, в то время как у каждого из них свои интересы, свой круг знакомых. Семья держится только на формальных основаниях.
Трудно перечислить все формы скрытого неблагополучия ввиду отсутствия единой типологии, однако всех их объединяют признаки дискретности (скрытости) и разрушительного воздействия на психику ребенка.
В таких семьях чаще всего совершается психологическое насилие над ребенком и игнорирование его нужд и потребностей.
Только пристальное внимание к анализу семейной атмосферы, в которой проходит жизнь ребенка, позволяет выяснить, что благополучие в такой семье является относительным, а формы насилия – завуалированными.
Методы оценки рисков семейного неблагополучия позволяют глубже проникнуть в проблемы семьи и оценить, насколько она является приемлемой для принятия ребенка.
Т.И. Шульга предложила классификацию методов выявления и коррекции семейного неблагополучия [46]. Автором выделены четыре группы методов:
1. Методы социальной работы (социальной диагностики).
2. Психологические методы (психодиагностические).
3. Педагогические (организационные) методы.
4. Социально-педагогические.
В рамках данной работы мы не можем подробно останавливаться на описании всех методов, приведем в качестве примера наиболее эффективные и простые в применении.
Для определения социального неблагополучия семьи можно использовать матрицу, представленную в табл. 1. При наличии родных детей в семье, информацию о семье можно получить у учителей, воспитателей, соседей, родственников и у самих членов семьи.
Таблица 1
Матрица определения показателя социального неблагополучия семьи
как института воспитания [36]
Показатели семьи |
Баллы |
|
1. |
Состав семьи |
|
Мать, отец, бабушка, дедушка |
5 |
|
Только мать и отец |
4 |
|
Мать и отчим, отец и мачеха |
3 |
|
Одна мать, один отец |
2 |
|
Нет родителей; живет с бабушкой, дедушкой, другими родственниками |
1 |
|
2. |
Условия проживания семьи |
|
Благоустроенная отдельная квартира (дом) |
5 |
|
Квартира (дом) с родителями супруга (и) |
4 |
|
Более одной комнаты в коммунальной квартире (доме) с удобствами |
3 |
|
Комната в коммунальной квартире (доме), общежитии с удобствами |
2 |
|
Комната в общежитии (доме), в бараке без удобств |
1 |
|
3 |
Доход семьи |
|
Могут практически ни в чем себе не отказывать |
5 |
|
Денег в основном хватает, но для покупки товаров длительного пользования берут кредит, или в займы. На время откладывают покупку |
4 |
|
На повседневные расходы денег хватает, но покупка одежды вызывает трудности |
3 |
|
Живут от зарплаты до зарплаты |
2 |
|
Денег до зарплаты не хватает. Уровень дохода на одного человека ниже прожиточного минимума |
1 |
|
4 |
Социальное самочувствие семьи |
|
Социально адаптированная семья (Семья чувствует себя комфортно) |
5 |
|
Проблемы иногда бывают, но семья, чувствует себя в основном хорошо |
4 |
|
Проблемы возникают часто, семья чувствует себя удовлетворительно |
3 |
|
У семьи есть проблемы, например, семья в состоянии развода. Чувствует себя скорее плохо, чем хорошо |
2 |
|
Очень плохое социальное самочувствие семьи, множество проблем |
1 |
|
5 |
Здоровье членов семьи |
|
Все члены семьи здоровы физически и психически |
5 |
|
Инвалидность или тяжелое заболевание одного из членов семьи с сохранением трудоспособности |
4 |
|
5 |
Здоровье членов семьи |
|
Инвалидность одного из братьев или сестер |
3 |
|
Инвалидность одного из родителей без сохранения трудоспособности |
2 |
|
Психическое заболевание одного или обоих членов семьи (алкоголизм, наркомания, шизофрения и прочее) |
1 |
|
6 |
Стили отношений в семье |
|
Постоянная поддержка, разумная требовательность к детям, демократия отношений, атмосфера доверия |
5 |
|
Слепая любовь, гиперопека, эмоциональная навязчивость |
4 |
|
Первичная ориентация родителей на собственную личную жизнь при сохранении доброжелательного, дружелюбного отношения к детям |
3 |
|
Равнодушие, отсутствие заботы о детях, безнадзорность, дети как дополнительное бремя, дополнительная проблема жизни |
2 |
|
Напряженно-конфликтные отношения родителей с детьми, различные формы насилия, применяемые к детям |
1 |
|
7 |
Социальное здоровье семьи |
|
Атмосфера взаимной поддержки, доброжелательности, любви |
5 |
|
Социально здоровый образ жизни без особой эмоциональной окраски: без ссор и без большой привязанности: живут «но привычке» |
4 |
|
В семье ссоры, скандалы, один из супругов склонен к выпивке |
3 |
|
Судимость родителей, пьянство, рукоприкладство |
2 |
|
Состоят на учете с диагнозом алкоголизм, наркомания, асоциальное поведение |
1 |
|
8 |
Ценность детей в семье |
|
Дети равнозначная ценность наряду с супружеством |
5 |
|
Дети – главная ценность в семье |
4 |
|
Наличие детей – способ сохранения супружеских отношений |
3 |
|
Дети – элемент социального статуса – «как у всех» |
2 |
|
Дети – обуза, доставляют много дополнительных забот и беспокойства |
1 |
|
9 |
Отношения семьи с образовательными учреждениями (детский сад, школа, клуб) |
|
Высокая включенность в жизнь общеобразовательного учреждения, посильная помощь учреждению, высокая информированность о делах ребенка |
5 |
|
Обращение к воспитателям или педагогам за советами по вопросам воспитания, признание их авторитета, регулярное участие в родительских собраниях |
4 |
|
Интерес к общественной жизни ребенка односторонний: только у матери |
3 |
|
Критика педагогических методов общеобразовательного учреждения, уклонение от посещений родительских собраний |
2 |
|
Отсутствие интереса к делам ребенка, сознательное ограничение посещений ребенком общеобразовательных учреждений (в целях эксплуатации труда ребенка или по другим причинам) |
1 |
Для получения индекса социального неблагополучия семьи в каждом из девяти разделов выбирается один из вариантов, в зависимости от степени выраженности семейной проблемы, затем подсчитывается сумма по девяти разделам.
Если сумма баллов ниже 25 – семью можно отнести к очень высокой степени риска, такая семья должна быть предметом пристального внимания социальных и психологических служб. Интервал от 26 до 36 баллов характеризует неблагополучную семью. Если результаты превышают 37 баллов, можно констатировать социальное благополучие семьи.
Таким образом, предложенная матрица помогает определить проблемное поле семьи и сделать вывод о ее воспитательном потенциале.
К методам диагностики семьи также относятся:
Наблюдение за взаимодействием членов семьи.
Беседа с членами семьи.
Опрос (интервью, анкетирование).
Биографический метод (автобиографические методики, анализ писем, дневников, мемуаров и т.д.).
Тестирование.
Тесты широко используются в диагностике семьи, дают полный и объективный материал для интерпретации семейных проблем. В прил. 1 представлен тест Е.С. Шефера и Р.К. Белла, направленный на измерение родительских установок и реакций, касающихся разных сторон отношения родителей к ребенку и жизни в семье. Тест позволяет выявить, как члены семьи относятся к семейным ролям, а также акцентировать внимание на проблемных моментах в области детско-родительских отношений.
В прил. 2 представлен тест Д. Олсон «Шкала семейной адаптации и сплоченности» (FACES-3), который может быть полезен для анализа того, как члены семьи в данное время воспринимают свою семью и какой бы они хотели ее видеть. Расхождение между восприятием и идеалом определяет степень удовлетворенности, психологический климат существующей семейной системы. «Идеал» дает информацию о направлении и степени изменений в семейном функционировании, которые хотел бы осуществить каждый из членов семьи. Чем больше расхождение между идеалом и восприятием, тем больше неудовлетворенность семьей. Тест позволяет выявить сбалансированные и несбалансированные семейные системы.