Научная электронная библиотека
Монографии, изданные в издательстве Российской Академии Естествознания

3. Общая характеристика «Естественной истории»

«Естественная история», являясь последним и единственно дошедшим до наших дней трудом Плиния Старшего, поражает разнообразием предмета и объекта исследования.

Судя по «Предисловию» сочинения, оно было опубликовано в 77 г., хотя не исключена вероятность того, что Гай Плиний Секунд до самой смерти работал над ним, а полную публикацию осуществил Плиний Младший [1739, С. 144].

«Популярность «Естественной истории» обусловила весьма различное состояние сохранившихся рукописей. Из более чем 200 известных списков многие фрагментарны или расчленены, содержат массу позднейших эмендаций, вставок, сокращений и иных отклонений от оригинального текста. Еще в древности сложились различные семьи рукописей «Естественной истории», но значительные расхождения между даже весьма близкими манускриптами, происходящие от их соприкосновения с рукописями других групп, не позволяют выстроить надежную их стемму. Издатели вынуждены конституировать текст на основе разнородных материалов двух главных групп важнейших рукописей» [306, С. 19].

Сам Плиний Старший говорит о книгах «Естественной истории» («Libros naturalis historia»), однако его племянник Плиний Младший в «Письмах» именует его иначе – «Тридцать семь (книг) истории природы» («Naturae historiarum triginta septem»).

«Естественная история», по словам Ф.В. Шелова-Коведяева, «отражает комплекс известных античности наук о земле и небе, выдержана в жанре энциклопедии, представляя собой перечень фактов с периодическим подведением итогов и мировоззренческим комментарием» [306, С. 19].

В «Словаре античности» подчеркнуто, что «Плиний обобщил естественнонаучные познания своего времени, добавив к нему свои наблюдения. Он не проводил собственных исследований и не высказывал собственных суждений; тщательно отобранный им материал служил общеобразовательной цели» [1876, С. 437–438].

Язык и стиль Плиния обычно связывают с «серебряной латынью»: изложение материала временами сухо и кратко, фиксируется частый эллипс слов, наблюдается постоянное использование причастных конструкций, субстантивированных прилагательных, встречаются элементы разговорной латыни.

Нельзя согласиться с теми авторами, которые, подобно С.И. Ковалеву, именуют Плиния дилетантом. Разве смог бы дилетант в Книге XXXIII столь глубоко и тонко размышлять о будущем человеческой цивилизации:

«I. (1). Теперь речь пойдет о металлах, в которых и состоит само богатство и в которых выражаются цены вещей. Предприимчивость ведет всякие поиски в недрах земли: где-то ее копают ради богатства, в поисках золота, серебра, электра, меди, где-то – ради роскоши, в поисках гемм для пальцев и красок для стен, где-то – ради безрассудства, в поисках железа, которое в войнах и убийствах милее даже золота. Мы проходим по всем жилам земли и живем над выдолбленной нами землей, удивляясь тому, что порой она разверзается или сотрясается, – словно это, действительно, не может вызываться негодованием священной родительницы. Мы проникаем в ее внутренности и ищем богатства в обиталище духов усопших, как будто она недостаточно благодатна и плодоносна там, где ступают по ней. И при этом меньше всего мы ведем эти поиски ради целебных средств, – в самом деле, многие ли копают ее ради врачевания? Хотя и это она предоставляет на своей поверхности, как плоды, щедрая и доступная во всем том, что приносит пользу. То губит нас, то влечет нас в преисподнюю, что она укрыла глубоко, то, что рождается не вдруг. И пусть ум, устремляясь до пустого пространства, вычислит, за сколько всего веков наступит конец исчерпания ее, докуда проникнет алчность…» [307, С. 39].

Мы наблюдаем рассуждения римлянина относительно возможности возникновения в будущем, говоря современным языком, экологического кризиса из-за хищнического использования природных ресурсов человечеством. Ученый сформулировал актуальный и по сей день вопрос – когда данный кризис станет реальностью («за сколько всего веков наступит конец исчерпания ее»). Он также справедливо указывает, что хищническое использование Земли неизбежно отразится на людях, ее населяющих – их ожидают губительные природные катаклизмы.

Как это ни странно и необычно для друга римских принцепсов, он призывает не к использованию природных богатств (в частности, металлов, железа) для изготовления оружия и ведения войн, но для освоения природных богатств в целях изготовления лекарственных средств!

Плиний Старший был, в самом деле, неординарной личностью, особенно для эпохи Калигулы и Нерона, эпохи крови и безумия!


Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674