Фундаментальные положения, закладывающие методические основы системы подготовки высококвалифицированных спортсменов, разработаны ведущими отечественными специалистами Н.Г. Озолиным, 1989, Л.П. Матвеевым,1998, 2000, В.Н. Платоновым, 1986, 1997, В.П. Филиным, 1995, М.Я. Набатниковой, В.Г. Алабиным, 1981 и др. в 60–90-х годах прошлого столетия.
Однако в последние годы система подготовки высококвалифицированных спортсменов значительно изменилась (Р.А. Абзалов, 2003, Т.М. Аблясов, 2003, Ю.М. Бакаринов, 1997, В.И. Баландин, 1986, В.В. Балахничев, 1994, 1995, В.Г. Бауэр, 1994, М.И. Золотов, 1998, О.С. Колесникова, 2007, В.Г. Куличенко, 1992, В.С. Мищенко, 1997, В.Г. Никитушкин, 2003, Н.Г. Озолин, 2002, И.И. Переверзин, 1977, В.Н. Платонов, 2004, А.И. Полунин, 2003, М.П. Попов, 2003, А.И. Пьянзин, 2000).
В специальной литературе (В.В. Балахничев, 1995, А.А. Новиков, 2003, Н.Г. Озолин, 1995, В.Н. Платонов, 1986, 1997, В.Н.Платонов, 2004, А.И. Полунин, 2003) представлена совокупность наиболее значимых методических положений и принципов построения современной системы подготовки высококвалифицированных легкоатлетов:
– перспективное (минимум на олимпийский цикл) планирование подготовки, комплексная увязка входящих в нее компонентов и систем обеспечения (научного, медицинского, материально-технического и др.);
– целевой подход, согласно которому прогнозируемый конечный результат спортсмена на Олимпийских играх и прогнозируемые характеристики его соревновательной деятельности определяют содержание и характер процесса подготовки, при этом индивидуальная целевая перспективная модель разрабатывается с оптимальным опережением реального прогноза результата победителя и возможностей
основных соперников;
– углубленная базовая подготовка с опережающим развитием физической, функциональной и психологической подготовленности, на
основе которых формируются различные технико-тактические схемы соревновательной деятельности;
– целенаправленное применение искусственной гипоксии, электростимуляции и других инновационных технологий повышения работоспособности;
– учет возможностей взаимокомпенсации отдельных сторон подготовленности, а также углубленная индивидуализация соревновательного и тренировочного процессов;
– оптимизация соревновательной практики, приоритетное внимание к обеспечению готовности к выполнению соревновательной нагрузки и достижению планируемого результата на любом из этапов годичного или олимпийского циклов подготовки;
– единство и оптимальное сочетание восстановительных средств, а также рациональное использование не допинговых фармакологических средств поддержки и стимулирования специальной работоспособности;
– комплексность оценки перспективности и состояния готовности спортсменов при отборе кандидатов в сборную команду РФ и формировании составов на главные соревнования сезона на основе стабильности спортивных достижений, оценки уровня психологической устойчивости, развития физических качеств, функциональной подготовленности, технико-тактического мастерства;
– динамичность системы подготовки, гибкое планирование, оперативная коррекция тренировочных программ на основании изучения и учета тенденций мирового спорта, соотношения сил с основными соперниками, изменения правил соревнований, международного календаря, с учетом разработки новых средств и методов тренировки и восстановления.
В.Н. Платонов (1986, 1996, 1997) выделяет стратегические направления совершенствования методических аспектов системы подготовки высококвалифицированных спортсменов, которые полностью применимы к легкоатлетам:
1. Резкий прирост объема тренировочных и соревновательных нагрузок.
2. Устранение в олимпийских циклах и годичной подготовке интенсивно проявляющегося в последние годы противоречия между системой целенаправленной подготовки к Олимпийским играм и сложившейся практикой участия ведущих спортсменов в большом количестве соревнований в течение года.
3. Разработка методики продления периода успешных выступлений спортсменов на заключительных этапах спортивной карьеры.
4. Строгое соответствие системы тренировки спортсменов высокого класса специфическим требованиям избранного вида спорта.
5. Максимальная ориентация на индивидуальные задатки и способности каждого конкретного спортсмена при выборе спортивной специализации, разработке всей системы многолетней подготовки, определении рациональной структуры соревновательной деятельности, и т.д.
6. Стремление к строго сбалансированной системе тренировочных и соревновательных нагрузок, отдыха, питания, применения средств восстановления, стимуляции работоспособности, мобилизации функциональных резервов.
7. Соответствие системы подготовки к главным соревнованиям географическим и климатическим условиям мест их проведения.
8. Расширение нетрадиционных средств подготовки: использование новых приборов, оборудования и методических приемов, позволяющих полнее раскрыть функциональные резервы спортсмена; применение тренажеров, обеспечивающих сопряженное физическое и техническое совершенствование; проведение тренировки в условиях среднегорья и высокогорья.
9. Ориентация всей системы подготовки на достижение оптимальной структуры соревновательной деятельности.
10. Совершенствование системы управления тренировочным процессом на основе объективизации знаний о структуре соревновательной деятельности и подготовленности с учетом общих закономерностей спортивного мастерства в конкретном виде спорта и индивидуальных возможностей спортсменов.
11. Расширение, конкретизация и частичная перестройка знаний и практической деятельности по ряду разделов спортивной подготовки в направлении обеспечения условий для профилактики спортивного травматизма.
12. Динамичность системы подготовки, её оперативная коррекция на основе постоянного изучения и учета, как общих тенденций развития олимпийского спорта, так и особенностей развития конкретных его видов, изменения правил соревнований и условий их проведения, применения нового инвентаря и оборудования, расширения календаря и изменения значимости различных стартов.
Важнейшими направлениями совершенствования методических основ системы спортивной подготовки является спортивная ориентация.
Одна из ключевых тенденций развития современной легкой атлетики состоит в том, что даже сильнейшие команды вынуждены концентрировать основное внимание только на приоритетных для них направлениях. Конкуренция в различных видах легкоатлетической программы неодинакова (О.С. Колесникова, 2002, 2005). Если в беговых видах (особенно у мужчин) в крупнейших соревнованиях принимают участие представители не менее чем 170 стран, а на завоевание медалей претендует представители около 100 государств, то в так называемых «технических» дисциплинах ситуация пока выглядит гораздо спокойнее. Если говорить о спринтерском беге, то здесь результаты, как показывает анализ выступлений на международной арене спортсменов, представляющих различные этнические группы населения Земли, вообще в решающей мере детерминированы расово-антропологической принадлежностью. Конкурировать в спринтерских дисциплинах со спортсменами экстра-класса, принадлежащими к негроидной расе, в силу более высокого природного потенциала последних, европеоидам очень сложно. Напротив, в метаниях, прыжках и спортивной ходьбе конкуренция значительно ниже (так, в борьбе за медали у метателей участвуют легкоатлеты до 10 стран). С учетом этих обстоятельств, а также сложившихся победных традиций особое внимание в подготовке спортивного резерва российским тренерам целесообразно сосредоточить на метаниях, прыжках, многоборьях и спортивной ходьбе, но, конечно же, при этом следует предоставлять необходимые условия и легкоатлетам других специализаций, поскольку появление новых Борзова или Борзаковского, хотя и маловероятно, но возможно.
Система соревнований в последние годы значительно изменилась. Это связано как с расширением международного спортивного календаря, так и с пересмотром ряда устоявшихся положений о планировании соревновательной практики высококвалифицированных легкоатлетов. Значительно изменились подходы к построению индивидуальных систем соревнований в годичном цикле подготовки. Превалируют соревнования «на выезде», и значительно сократилась доля стартов атлетов в собственных странах. Даже национальные чемпионаты в большинстве случаев рассматриваются лишь как необходимый «пропуск» к участию в официальных международных соревнованиях. Спортсмену предоставлен широкий выбор своей соревновательной программы, плотность стартов чрезвычайно высока, а продолжительность соревновательного сезона такова, что легкоатлет должен почти постоянно находиться в хорошей спортивной форме. Анализ выступлений в олимпийском сезоне 2004 г. ряда российских легкоатлетов, на которых делались не оправдавшие надежды ставки в борьбе за олимпийское золото, показывает, что накануне Олимпийских игр они приняли участие в большом количестве коммерческих стартов, что не позволило им выполнить необходимую тренировочную работу. На этапе непосредственной подготовки к Олимпийским играм старты должны носить подводящий характер и не отличаться высокой психологической напряженностью (А.А. Новиков, 2002, А.И. Полунин, 2003, Ф.П. Суслов, 1998, Б.Н. Шустин, 2003). Погоня за несколькими крупными победами, за большими призовыми деньгами в олимпийском сезоне не обеспечивает большинству спортсменов успешное выступление на главном старте четырехлетия. Олимпийский успех несовместим с неуправляемым участием в коммерческих стартах. Необходимо разумное сочетание серии стартов с периодами напряженной тренировки, в процессе которой спортсмены должны достичь состояния наивысшей готовности в нужные сроки.
Основные требования к индивидуальной системе спортивных соревнований высококвалифицированных спортсменов в индивидуальных видах спорта при подготовке к Олимпийским играм, сформулированные И.Б. Казиковым (2004) и В.Н. Платоновым (1986, 1997) заключаются в следующем:
1. Система соревнований должна, в первую очередь, способствовать управлению развитием спортивной формы и лишь, затем решать финансовые проблемы федерации и спортсмена лично. Для этого следует правильно выбирать структуру годичного цикла в годы проведения Олимпийских игр, качественные и количественные параметры индивидуальной системы соревнований.
2. Не следует планировать серьёзную подготовку кандидатов в олимпийскую команду к крупным соревнованиям, проводящимся в первом макроцикле года или в начале соревновательного периода (при одноцикловой структуре), чтобы сконцентрировать их возможности для участия в Олимпийских играх, проводящихся, как правило, в конце годичного макроцикла.
3. В серии стартов Кубков мира и Гран-При нужно не нацеливать спортсмена на обязательную победу или успешное выступление в них в годы проведения Олимпийских игр, а рассматривать эти старты как тренировочные.
4. В годичном цикле следует распределять участие спортсменов в Кубках мира, Гран-При и коммерческих стартах следующим образом: в первой половине соревновательного периода, когда проходит становление спортивной формы, в отдельных случаях – в середине этого периода и после главного старта сезона. Необходимо исключить участие в этих стартах на этапе непосредственной подготовки к Олимпийским играм (за 1–2 недели до их начала).
5. Индивидуальное количество стартов в годичном цикле в каждом виде спорта должно соответствовать многолетним статистическим данным, имеющим средние, максимальные и минимальные параметры. В годы проведения Олимпийских игр число стартов целесообразно приблизить к минимальным параметрам индивидуальной соревновательной практики.