СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ: СУЩНОСТЬ, ФАКТОРЫ И ПРИЧИНЫ (КРОССКУЛЬТУРНЫЙ АНАЛИЗ)
Эрдынеева К. Г., Филиппова В. П.,
Исследование обширного эмпирического материала, собранного во многих регионах страны за ряд лет, позволили обосновать теоретическую концепцию (А.Г. Амбрумова), согласно которой
Суицидальное поведение есть следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого микросоциального конфликта. Фактический материал убедительно свидетельствует в пользу следующих принципиальных положений.
1. Совокупность суицидентов представлена тремя основными диагностическими категориями: больными психическими заболеваниями, пограничными психическими расстройствами и практически здоровыми в психическом отношении лицами.
Опыт опровергает бытующую в кругах психиатров точку зрения на самоубийство, как на явление исключительно клинического характера. Количественное соотношение трех названных категорий составляет по нашим данным (округленно) 1,5:5:1. Следовательно, суицидальное поведение является одним из видов общеповеденческих реакций человека в экстремальных ситуациях по всему диапазону диагностических вариаций - от психической нормы до выраженной патологии.
2. У всех суицидентов, независимо от их диагностической принадлежности, обнаруживаются объективные и субъективные признаки социально-психологической дезадаптации личности.
Объективно дезадаптация проявляется изменением поведения человека в среде ближайшего социального окружения, ограничением возможности успешно справляться со своими социальными функциями или патологической трансформации поведения.
Субъективным выражением дезадаптации является широкая гамма психоэмоциональных сдвигов от негативно окрашенных психологических переживаний (тревоги, горя, душевной боли, обиды, стыда, возмущения, злобы, гнева) до клинически выраженных психопатологических синдромов (астении, дистимии, депрессии, дисфории и т.п.).
Таким образом, социально-психологическая дезадаптация не тождественна понятию болезни и может проявляться на двух уровнях:
К патологическому уровню дезадаптации относятся известные в клинической психиатрии нозологические единицы, состояния, реакции и фазы.
Выражениями непатологической дезадаптации следует считать отклонения в поведении и переживаниях субъекта, связанные не с заболеваниями, а, к примеру,
Социально-психологическая дезадаптация личности, в зависимости от степени ограничения и степени патологической трансформации четырех главных направлений адаптационной деятельности (преобразовательного, познавательного, ценностно-ориентационного, коммуникативного) может быть, парциальной (частичной) или тотальной. В динамике социально-психологической дезадаптации, ведущей к суициду, следует выделять две фазы: предиспозиционную и суицидальную. Предиспозиционная фаза дезадаптации имеет свои специфические объективные и субъективные проявления в каждой из трех основных диагностических категорий и не сопровождается суицидальным поведением. В суицидальной фазе, начинающейся с момента зарождения суицидальных тенденций и продолжающейся вплоть до покушения на свою жизнь, дезадаптационный процесс идет по общему «конечному пути», сводящему к нулю все исходные уровни и выработанные ранее формы адаптации.Основную роль в генезе суицидального поведения играет не абсолютная, а относительная глубина, социально-психологической дезадаптации, т. е. степень снижения уровня адаптации от исходного к наличному. Применительно к эндогенным заболеваниям, токсикомании и алкоголизму это означает, что в состоянии психоза или токсикогенной психопатизации личности суициды совершают преимущественно те, у кого до начала заболевания не выявилось патологических отклонений.
Применительно же к широкому спектру пограничных расстройств (психопатии, патологические развития личности, неврозы и т. д.), а также к больным эндогенными заболеваниями в стадиях ремиссии приведенное общее положение означает, что при неблагоприятных воздействиях микросоциальной среды суицидальное поведение наблюдается значительно чаще у тех больных, у которых патологические формы защиты не приобрели жесткого, монолитного, фиксированного характера.
3. Во всех диагностических категориях решающее значение для перехода предиспозиционной фазы дезадаптации в суицидальную имеет конфликт. Конфликт, переживаемый личностью, образуется из двух или нескольких разнонаправленных тенденций, одну из которых составляет основная, актуальная в данный момент потребность человека, а другую - тенденция, препятствующая ее удовлетворению.Конфликт называется внутренним (интраперсональным), если обе его стороны располагаются как бы внутри личности (например, долг и страсть, желание, и возможность, привязанность и разочарование). В отличие от этого при внешнем (интерперсональном конфликте одна из составляющих его тенденций располагается вне личности и представляет собой элемент внешней ситуации, препятствующий удовлетворению потребности (запрет, приказ, требование и т.д.). В ряде случаев конфликт имеет смешанный характер.
Существенные дополнительные характеристики конфликт получает от той сферы деятельности, где он по преимуществу развертывается:
Для правильной диагностики истинных причин и мотивов суицидального поведения, а, следовательно, выбора адекватных направлений коррекции и ликвидации конфликтных отношений, необходимо учитывать, что последние, возникая на той или иной первоначальной основе, могут в дальнейшем подвергаться генерализации, трансформации или переносу. Таким образом, то, что при поверхностном рассмотрении выступает для исследователя (и нередко для самого субъекта) как единственная и конечная причина суицида, на самом деле оказывается лишь следствием иных, более глубоких и скрытых тенденций. В связи с эти требуется различать следующие типы конфликтов:
а) локализованные-генерализованные;
б) первичные (основные) - вторичные (производные);
в) автономные (с истинным агентом) - перенесенные (с замещенным агентом).