Научная электронная библиотека
Монографии, изданные в издательстве Российской Академии Естествознания

1.1.3. Суицидальное поведение: социологический анализ

Наибольшее влияние на ученых, изучающих проблемы суицида, оказывает именно социологический подход, заложенный знаменитым французским социологом Эмилем Дюркгеймом. В своем фундаментальном исследовании «Самоубийство. Социологический этюд» он утверждал, что рейтинг самоубийств напрямую связан с социальной интеграцией человека. Дюркгейм считал, что самоубийство более вероятно, когда человек испытывает недостаток социальных отношений. Большое значение придается фактору одиночества. Дюркгейм выделил четыре основных мотива суицидов: альтруистический и эгоистический, с одной стороны, фаталистический и аномический - с другой. У эгоистов виной всему является слишком высокий индивидуализм, а при альтруистическом самоубийстве человек, напротив, теряет свою индивидуальность, жертвует ею ради надличностных ценностей. При фаталистическом - человек, становясь не более чем атомом какой-либо группы, беспрекословно подчиняется ее требованиям. В основе аномического самоубийства лежат кризисы общества, во время которых происходит ломка старых устоев жизни.

Итак, по Дюркгейму самоубийством является каждый смертный случай, который непосредственно или опосредованно является результатом положительного или отрицательного поступка, совершенного самим пострадавшим, если этот последний знал об ожидавших его результатах.

Эрл Гроллман, английский суицидолог, в своей работе «Суицид: превенция, интервенция, поственция» особое внимание уделил проблеме суицида среди молодежи и профилактике суицидального поведения. Э. Гроллман пишет, что наибольшая частота суицида наблюдается в возрасте от 15 до 24 лет, причем за прошедшие 30 лет суициды детей от 5 до 14 лет возросли в 8 раз. «...Как показали последние исследования, лучшим способом профилактики суицидов более 70 % подростков считают образовательные программы для молодежи и родителей. Молодые люди, предпринимающие попытки самоубийства, часто отличаются сниженной самооценкой, испытывают чувства малоценности и ненужности. Часто ожидания детей или родителей являются нереалистическими. Более того, подростки могут считать, что без них семьям будет лучше. В этих случаях они чувствуют себя биологическими чужаками, понимают, что шагают не в ногу с родителями и не подходят в качестве приемлемых членов для семейного круга. Кроме того, у них часто безо всякой причины может появиться чувство своей нежеланности, они уверены в том, что родители не хотели их появления на свет» [86]. Он пишет, что суицидальная молодежь редко хочет умереть; она желает уйти от обстоятельств, которые считает невыносимыми. Было выяснено, что в большинстве случаев подростковых суицидов дефицит общения был важным фактором в их желании покончить с собой. Становится очевидным, что улучшение взаимоотношений в семье может снизить частоту самоубийств. Также Гроллман в данной работе рассмотрел такие виды суицида как индуцированный и групповой суициды, и подчеркнул влияние телевидения на поведение молодежи. Он пишет: «...существует много свидетельств, что имитационное поведение играет определенную роль в провокации самоубийств, особенно среди подростков». Дэвид Филлипс и Линди Карстенсен опубликовали исследование в «Нью Ингленд Джорнел оф Медсин» (сентябрь 1986) о влиянии национальных теленовостей и боевиков на частоту самоубийств. Они пришли к заключению, что, «чем больше телеканалов показывало передачи, связанные с суицидами, тем большей являлась частота самоубийств»[1].

Серьезное изучение феномена самоубийств в России было заложено отечественными учеными в начале 19 в. К. Герман, сравнил показатели самоубийств по разным регионам и губерниям России. Ученый пришел к выводу о том, что катализатором возникновения самоубийств являются крайности социального порядка (например, нищета или богатство)...» (Гилинский Я., Румянцева Г.).

Другой российский ученый, К.С. Веселовский [56], отметил сезонные колебания в численности самоубийств и влияние на статистику самоубийств урбанизированности места проживания.

Если говорить о наиболее значимых современных отечественных исследованиях, посвященных проблеме суицидального поведения молодежи и студентов в частности, то мы выделили работы А.Г. Амбрумовой, Е. Вроно, В.А. Тихоненко, О.В. Бойко, В.Т. Кондрашенко, А.Ю. Мягкова и И.В. Журавлева.

В современной литературе широко распространены понятия «аутодеструктивного», или «саморазрушительного», поведения. А.Г. Амбрумова [11, 12] не без основания считает, что существует ряд взаимопереходящих форм саморазрушительного поведения, крайней точкой которого является суицид. К саморазрушительному поведению относят злоупотребление алкоголем, наркотиками, сильнодействующими медикаментозными средствами, а также курение, рабочую перегрузку, упорное нежелание лечиться, рискованную езду на автотранспортных средствах, особенно управление автомобилем и мотоциклом в нетрезвом состоянии. В более широком смысле аутоагрессивными действиями считают некоторые религиозные обряды, сопровождающиеся самоистязанием и жертвами, жестокую эксплуатацию, войны, т.е. все те осознанные ауто- и гетероагрессивные действия, которые приводят к индивидуальному или массовому саморазрушению и самоуничтожению людей [130, c. 1541-1547].

Согласно А.Г. Амбрумовой, суицидальное поведение - это следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого микросоциального конфликта и является одним из видов общеповеденческих реакций человека в экстремальных ситуациях по всему диапазону диагностических вариаций - от психической нормы до выраженной патологии [12]. А.Г. Амбрумова предлагает структуру суицидального поведения, которая включает в себя следующие внутренние формы: суицидальные мысли, представления, переживания, а также суицидальные тенденции, которые подразделяются на замыслы и намерения [12]. В динамике социально-психологической дезадаптации, ведущей к суициду, А.Г. Амбрумова выделяет две фазы: предиспозиционную и суицидальную. Решающее значение для перехода предиспозиционной фазы дезадаптации в суицидальную имеет конфликт.

Е.М. Вроно также особое внимание уделяла проблемам суицида среди молодежи. В статье «Что такое суицид и как с ним бороться» дает свое определение понятию суицид: «это уход, уход от решения проблемы, от наказания и позора, унижения и отчаяния, разочарования и утраты, отвергнутости и потери самоуважения... словом, от всего того, что составляет многообразие жизни, пусть и не в самых радужных ее проявлениях» [65, 66]. В данной работе Е.М. Вроно акцентировала внимание на проблеме предотвращения суицида, поскольку суицид, как правило, не происходит без предупреждения. О своих планах расстаться с жизнью не делятся с окружающими лишь немногие. Молодые люди пытаются покончить с собой именно там, где их скорее всего найдут, и делают это в такое время дня, когда кто-то из членов семьи большей частью находится дома. Большинство на самом деле убивать себя не хочет. Е.М. Вроно подчеркивает мысль о том, что суицид не передается по наследству, но существует некий «фактор внушения» [65].

По В.А. Тихоненко, наиболее чувствительны к суицидальному поведению юношеский и пожилой возрасты, так как в эти периоды человек особенно часто обращается к проблематике смысла жизни, пересматривает и формирует основания для его оценки. Это положение подтверждается статистикой суицидального поведения. «Пики» суицидальной активности приходятся на возраст от 18 до 29 лет (так называемый пик молодости) и на возраст старше 45 лет («пик инволюции»), причем в молодом возрасте преобладают суицидальные попытки, а в инволюционном - самоубийства» [231, 232]. Собственно на лишение жизни, в типологии В.А. Тихоненко, направлено только истинное самоубийство. Гораздо чаще встречается иной тип суицидального поведения - демонстративно-шантажное самоубийство, когда самоубийца хочет выразить протест, привлечь внимание, уйти от еще более тяжелого наказания, наказать самого себя [231, 232].

Мы согласны с выводом В.А. Тихоненко о том, что точная классификация суицидального поведения имеет прямое отношение к вопросам профилактики суицидального поведения.

О.В. Бойко в статье «Морфология суицида» обращается к причинам суицидального поведения: лично-семейные конфликты, состояние здоровья, конфликты, связанные с антисоциальным поведением суицидента, конфликт, связанный с работой или учебой, материально-бытовые трудности [46, c. 138-160].

О.В. Бойко, как и А.В. Тихоненко, отмечает, что мотивы часто не соответствуют причинам, для каждого суицидента самоубийство имеет личностный смысл, причем не смертельный, а вполне жизненный.

В.Т. Кондрашенко в своей работе «Девиантное поведение у подростков» отмечает «В последние годы получили права гражданства такие понятия, как «пресуицид» и «постсуицид». Одни авторы под пресуицидом имеют в виду отрезок времени, предшествующий суицидальному действию; другие - психическое состояние, предшествующее суициду [130]. В.Т. Кондрашенко предлагает пользоваться такими дифференцированными понятиями, как «постсуицидальное состояние» и «постсуицидальный период», проанализировав работы различных ученых, он пишет, что большинство суицидальных действий в подростковом возрасте, будучи микросоциально обусловленными (отношения в семье, в школе и т.п.), направлены не на самоуничтожение, а на восстановление нарушенных социальных связей с окружающими [130].

А.Ю. Мягков и И.В. Журавлева, анализируя природу самоубийств, акцентируют внимание на анализ темпоральных вариаций самоубийств. Помимо демографических характеристик суицидентов, в своем исследовании авторы фиксировали временные параметры самоубийств (сезон, месяц, день недели, время суток и др.), а также алкогольную переменную и способы совершения суицидов. Исследователи пришли к выводу, что самым суицидальным месяцем года, судя по полученным данным, является июль, а наиболее благополучным - февраль, наиболее часто попытки самоубийства случаются в воскресенья (16,8 %), верхний пик суицидов приходится на вечернее время (20.00-23.00), в утренние же часы (с 6.00 до 8.00) наблюдается явный спад самоубийств [184, c. 48-70], [183, с. 83-92].

Итак, с точки зрения суицидологии (науки, сформировавшейся на рубеже 50-х годов н. века и изучающей теоретический и практический аспекты аутоагрессивной (суицидальной) активности человека),- само суицидальное поведение и причина суицидального поведения - понятия глубокие и сложные. Основной причиной суицидальных действий считается социально-психологическая дезадаптация личности. Помимо главной причины могут быть еще и второстепенные (болезнь, семейно-бытовые трудности и т.д.).


[1] www.krotov. info/libr _min/g/gorgey/ groll_01. html.

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674