Согласно биолингвистическому подходу, языковые способности непосредственно связаны с высшими психическими функциями мозга (Рамбо, Биран, 2000; Резникова, 2000; Хайликс, 2000; Butovskaya, 2000). В связи с этим американский лингвист Хоккет[145] (Hockett, 1960) предложил перечень из 8 базовых свойств языка человека в сравнении с коммуникационными возможностями других животных. Позднее (1963) этот перечень был расширен до 16 признаков. Рассмотрим основные выделенные признаки[146]:
1. Двойственность: присвоение абстрактному символу определенного значения. Язык человека обладает одновременно звуковой и смысловой организацией. Речь состоит из конечного числа фонем, которые складываются тысячами различных способов и образуют смысловую структуру. Двойственность позволяет строить конструкции из абстрактных символов. Если у животных отсутствует способность к восприятию двойственности, то любое сообщение, передаваемое ими, должно являться результатом филогенетического развития (Резникова, 2000). В результате животные могут обмениваться лишь ограниченным числом сообщений в рамках коммуникативного репертуара, типичного для данного вида.
2. Продуктивность: способность создавать и понимать бесконечное число сообщений, составленных из конечного числа имеющихся смысловых единиц. Благодаря продуктивности язык является открытой системой, носители языка могут продуцировать бесконечное количество сообщений на любую тему.
3. Произвольность: сообщения организованы на базе абстрактных единиц-символов, а не на базе иконических "картинок".
4. Взаимозаменяемость: индивид, способный посылать сообщения, должен быть способен также и принимать сообщения.
5. Специализация: сообщение передается с помощью специализированной системы коммуникации. Передается сообщение о чем-либо, но не происходит непосредственного действия.
6. Взаимоменяемость: слова могут составляться в различной последовательности. Смысл сообщения зависит от порядка слов в предложении.
7. Перемещаемость: предмет сообщения может быть отдален во времени и пространстве от источника сообщения. Человек может спокойно говорить о прошлых и будущих событиях благодаря этому свойству языка.
8. Культурная преемственность: способность передавать информацию о смысле сигналов от поколения к поколению на основании культурногo научения, а не на базе генетической преемственности.
В этом отношении ближе всего к человеку стоят человекообразные обезьяны. У обезьян обнаружены аналоги зон Брока и Вернике, а также нервные волокна, связывающие эти две зоны (Deacon, 1989). Неврологи и нейроанатомы показывают в своих работах, что эти области не задействованы у обезьян ни при производстве криков, ни в процессе жестикулирования. Скорее всего, зоны, гомологичные зоне Вернике и сопредельные с нею, задействованы у обезьян в распознавании последовательности звуков и индивидуального узнавания. Зона, гомологичная зоне Брока, отвечает у обезьян за контроль над мышцами лица, рта, языка и гортани. Без специального обучения эти зоны не активизируются. В связи с этим первые попытки научить обезьян разговаривать, казалось бы, способствовали укреплению мнения, что язык присущ только человеку и общение человекообразных обезьян таково же, как и всех других животных, а именно целиком укладывается в схему «стимул - реакция на стимул». Так, в 1916 г. Уильям Фернисс начал свой эксперимент с молодым орангутаном, ставя целью научить его говорить. Итоги многолетних усилий исследователя оказались более чем скромными - его подопечный смог освоить лишь слова «папа» и «чашка». В процессе эксперимента выяснилось, что орангутаны, равно как и шимпанзе, не используют движения губ и языка, издавая естественные для них звуки. Выяснилось и то, что два освоенных слова принадлежали к разряду тех, что не требовали управления движениями губ и языка.
Однако в дальнейшем серия проектов «говорящие обезьяны» сыграла исключительно важную роль для понимания языковой и интеллектуальной способностей человекообразных обезьян[147]. Она показала, что для интеграции данных способностей необходимо сформировать у обезьян задатки к символическому мышлению. В качестве одного из таких средств было предложено использовать ASL - жестовый язык глухонемых людей как язык-посредник между людьми и обезьянами. Оказалось, что в результате такого «диалога» у последних можно формировать внутренние представления о предметах, спонтанно называть предметы, обозначать знаками отсутствующие предметы. Человекообразные обезьяны оказались в состоянии создавать новые понятия путем комбинирования известных им знаков, мыслить по аналогии и категориально. Их язык приобрел зачатки грамматики и синтаксиса, а также свойство перемещаемости. Однако, на наш взгляд, это еще не свидетельство о том, что, развивая языковую способность обезьяны, человек может создать условия для ее выхода на метаязыковой уровень.
[146] Бутовская М.Л. Человек и человекообразные обезьяны: языковые способности и возможности диалога // Цит. по источнику: http://www.ethology.ru/library/?id=250
[147] «Новая эра» в изучении языка животных начинается с исследований Гарднеров - проекты это рода можно условно объединить в одну группу под названием «Говорящие обезьяны» (Хайликс, 2000).