Вышеописанные закономерности можно интегрировать в один общий закон развития одноярусных древостоев: «в одинаковых условиях пределы развития древостоев определяет их начальная густота; при ее изменчивости примерно от 0,5–0,7 до 200 тыс. шт./га чем она больше, тем раньше древостой достигает своих пределов по показателям сомкнутости, полноте, запасу и долговечности по сравнению с древостоями с меньшей начальной густотой; чем она меньше, тем позднее древостой лидирует по указанным параметрам и дольше сохраняет свое лидерство по ним».
Данный закон подтверждается при плантационном выращивании лесов (Рябоконь, 1990; Плантационное…, 2007), но сами древостои недостаточно регулируют свою густоту. Поэтому только опережающие разреживания «переместят» их развитие на более производительные модели. Отметим, что знаменитая Линдуловская роща лиственницы вблизи Санкт-Петербурга была создана с начальной густотой всего лишь 540 растений на 1 га, и запасы древесины в ней в 260 лет достигли 1090 м3/га (Мерзленко, Бабич, 2011).
Высокие запасы древесины могут быть получены после ухода за лесом на старых пашнях, занимающих ныне громадные площади (рис. 3.16).
Рис. 3.16. Лес на старой пашне с минимальной начальной густотой. Максимум сомкнутости и прироста наступят в нем после 45 лет