УГОЛОВНОЕ ПРАВО РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Особенная часть
Бекмагамбетов А.Б. А. Б., Ревин В. П., Ревина В. В.,
Понятие «преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях» впервые появилось в УК РК 1997 г. Это и понятно. Реформы в сфере экономики и других сферах жизнедеятельности общества вызвали к жизни наряду со структурами государственной и муниципальной службы (органами, учреждениями, организациями с управленческими функциями) многочисленные и разнообразные структуры, занимающиеся коммерческой и некоммерческой деятельностью и не являющиеся государственными (муниципальными) органами, учреждениями, организациями.
Произошло и трансформирование понятия общественной организации, служащие которых теперь приобрели совершенно иной статус. Наконец, участие в экономической деятельности в условиях рынка государственных (муниципальных) предприятий качественно видоизменило задачи и функции этих предприятий, а следовательно, их служащих. Последних уже нельзя приравнивать к государственным (муниципальным) служащим управленческих структур, как это имело место раньше.
Ситуация еще более обострилась из-за разрешения законом некоторых форм частной профессиональной практики, связанной с делегированием лицу правомочий, ранее принадлежавших государственным служащим (частные нотариусы, оценщики, медиаторы, аудиторы, служащие охранных служб). Эти лица также оказались вне сферы уголовной ответственности за деяния, которые являлись бы в прошлом должностными преступлениями для лиц со сходными функциями в государственных структурах.
Сохраняя традиционное понятие должностного лица как относящееся только к государственному сектору управленческой служебной деятельности законодатель криминализирует ряд деяний, сходных по объективной стороне с должностными уголовными правонарушениями, но имеющих в качестве субъекта негосударственных работников, выполняющих управленческие функции.